Эта страница обращена к людям, далеким от церковной жизни, когда-то давно принявшим Крещение, но заходящим в храм от случая к случаю: поставить свечку или раз в год за крещенской водой и т.д.
Так же, как любая болезнь имеет свои внешние признаки, так и по некоторым признакам человек может понять, что он не здоров в духовном плане (это даже при внешнем благополучии жизни). Признаками этого духовного нездоровья являются: уныние, страх перед будущим, обиды на близких людей, раздражительность, непонимание в семье, неумение радоваться жизни.
Приняв Дар Святого Духа в Таинстве Крещения, человек нуждается в поддержании этого состояния. А это возможно только через Таинства Покаяния (Исповеди) и Причастия. Только ими врачуются духовные раны.
По этому поводу протоиерей Валентин Мордасов писал, что Таинство Покаяния производит в человеке «ослабление худых наклонностей и страстей, удержание от новых грехов, очищение совести».
В сакральном смысле слово «покаяние» имеет эквивалент в греческом языке как «метанойя» (буквально «перемена ума»), то есть сильнейшее изменение сознания, переосмысление своей жизни, понимания того, что главный твой враг — это ты сам. И что Заповеди, данные нам Богом, — это законы именно духовной жизни, а не правила хорошего тона, написанные нашими предками. Нарушая эти законы духовной жизни, человек начинает страдать и приносит вред самому себе.
Псково-Печерский старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал о Таинстве Покаяния следующее: « Представьте себе на минуту человека, не смывающего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения».
Можно сказать, что Таинства Покаяния и Причастия – это тот мостик, который ведет человека от собственной неправды к правде Божией.
Если Вы осознали необходимость обращения к Таинствам Исповеди и Причастия, то необходимо проявить решимость и приступить к ним.
Подобную решимость в свое время проявила великая грешница, а впоследствии святая преподобная Мария Египетская. По грехам своим она не смогла переступить порога Храма. И в этом состояла великая милость Божия, позволившая осознать ей подлинное свое греховное состояние. Это изменило ее сознание и дальнейшую жизнь.
И в наше время Бог являет себя людям: совсем недавно к одному прихожанину Храма Спаса на Городу, в институте подошел однокурсник и с волнением рассказал следующее: «Я хотел зайти в церковь нетрезвым и не смог; мне стало не по себе, резко прошло опьянение». Произведет ли случившееся переворот в его сознании, или постепенно забудется им? Но каждый человек должен знать, что если он действительно пытается отыскать Бога, то Бог ему открывается. Происходит процесс синергии, когда человек и Бог находят друг друга. Второй путь представляет собой непосредственное действие Божие на человека, когда ему посылаются определенные испытания и скорби.
Прп. Силуан Афонский писал: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».
Церковь устанавливает определенные правила подготовки к Таинству Покаяния и Причастия Честных Тела и Крови Господа Иисуса Христа.
1.Обязательный трехдневный пост.
Во время поста запрещается вкушать пищу животного происхождения (мясные продукты, яйца, рыбу, молочные продукты), конфеты. К Причащению принято приступать натощак, поэтому после полуночи накануне дня причастия ничего не едят и не пьют, не принимают лекарства, за исключением тяжко больных (например, тяжелая форма сахарного диабета). Семейные люди должны воздерживаться в этот трехдневный период от супружеских отношений.
2. Обязательная исповедь у священника.
3. Обязательное посещение вечернего богослужения. Исключение — тяжело больные, престарелые люди.
4. Молитвенное правило причастника можно начать с вечера. Оно включает:
— Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
-Канон молебный ко Пресвятой Богородице
-Канон Ангелу Хранителю
-Последование ко Святому Причащению
-Вечерние молитвы
-Утренние молитвы
Все эти молитвы и каноны есть в любом молитвослове.
Недопустимо приступать к Причастию, имея на совести нераскаянный грех. Известен случай, произошедший в конце XVIII столетия в Валаамском монастыре. В это время там жил старец Ксенофонт. Прежде он долгие годы был старообрядческим наставником, но однажды, придя в Александро-Невскую Лавру на литургию, удостоился видения Небесных Сил, сослуживших иеромонаху. После этого Ксенофонт обратился к Православию и, поселившись на Валааме, стал вести подвижнический образ жизни. За свое благочестие Ксенофонт сподобился быть зрителем благодати Божией, различно проявляемой при совершении литургии. Как-то во время службы в храм вошли финны, весьма неопрятной внешности. Старец про себя осудил их и из-за этого тотчас перестал своим духовным взором видеть благодать Божию. Немедленно раскаявшись, он стал просить прощения у Бога. Однако благодатные видения он стал созерцать вновь только через месяц.
В помощь человеку, идущему на Исповедь, существует множество литературы. Доступным для современного читателя языком написана книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», а также «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова). «Как подготовиться к исповеди», составитель Милов С И.
Форма Исповеди может быть устная. Но допустим вариант, при котором человек в начале исповеди может дать священнику записку с перечислением совершенных им грехов. Такая записка, как правило, составляется накануне исповеди дома, в период подготовки человека к этому Таинству.
Часто бывает так, что у человека, впервые идущего на Причастие, возникают проблемы с пониманием в прочтении последования ко Причащению и канонов, т.к. в молитвослове все тексты написаны на старославянском языке. В этом случае можно найти в интернете эти каноны и на современном языке, и для лучшего понимания предварительно прочитать их сперва на современном языке, а потом на старославянском. В последнее время выпускается множество молитвословов с церковнославянским текстом на русском языке.
После причастия человек должен хранить святыню. Разумно удерживать уста от пустых разговоров, удаляться от всего суетного и страстного. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.