События

20161127-mvy_3388 23 июня 2015 года состоялась защита кандидатской диссертации настоятеля храма Спаса на городу иеромонаха Сергия (Барабанова)  на тему «Догматические реформы папы Римского Пия IX» под научным руководством профессора МДА, кандидата богословия протоиерея Максима Козлова с присвоением ученой степени кандидата богословия. Защита состоялась в Московской Православной Духовной Академии в Свято – Троицкой Сергиевой Лавре.

Работа о. Сергия посвящена проблемной теме, которая до сих пор сохраняет свою трагическую актуальность для всего христианского мира. Прочитав это исследование, становится понятно, почему принятие новых догматов Римско-Католической Церковью в понтификат Пия IX — о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и о папском безошибочном магистериуме (1870 г.) вызвало негативный отклик всего христианского мира и насколько эта проблема продолжает отягощать межхристианские отношения в современности.

Диссертация интересна тем, что в ней помимо раскрытия исторических условий и предпосылок описываемых событий, подробно представлена общая характеристика понтификата Пия IX (1846 – 1878), где приводятся малоизвестные для русского читателя стороны жизни этого папы, управлявшего Римско – Католической Церковью в течение 32 лет. В работе также освещена реакция русской богословской мысли 2 половины ХIХ — ХХI вв. на догматические реформы папы – реформатора. Дополняя уже имеющиеся в отечественном богословии изыскания по этому вопросу, во второй главе диссертации, посвященной лжедогмату о непорочном зачатии Девы Марии, говорится и о мало затрагиваемой ранее теме – личном участии Пия IX в процессе догматизации этого положения, а также о редком для православной традиции взгляде на Лурдские явления Девы Марии, расцениваемые Ватиканом как главное доказательство этого догматического новшества.

Третья глава — «Второй этап догматических реформ Пия IX. Учение Римско – Католической Церкви о папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Тенденции развития» посвящена богословскому анализу этого основополагающего принципа католической экклезиологии. Особое внимание здесь уделено влиянию личного мистицизма Пия IX на процесс принятия пресловутого догмата и пагубному действию этого фактора на данного папу, значительно ослабленного возрастом и болезнями. Помимо этого в данной главе анализируется участие в этом процессе проиезуитских куриальных кругов, приложивших немалые усилия в догматизации учения о папском безошибочном учительстве.

Еще одной стороной критического анализа этого догмата в предложенной диссертации является особое внимание догматизации аутентичного учения пап в вопросах веры и морали, что стало вершиной развития этой доктрины на современном этапе ее существования, когда даже частные высказывания пап в СМИ, в частных беседах и т.д. обретают вероучительный характер.

Учение Римско – Католической Церкви о папской непогрешимости в вопросах веры и морали определяет духовно- нравственную парадигму развития всех социальных институтов католических стран и является несокрушимым свидетельством влияния антропоморфного начала в Римско – Католической Церкви. В диссертации наглядно продемонстрировано очевидное господство гуманизма и либерализма в западном обществе проявляющееся в отходе от святоотеческих традиций в определении истинности тех или иных суждений. Под влиянием этих факторов происходит выдавливание Бога из человеческого сознания. В этих условиях становятся понятными причины практической невозможности богословского диалога между Римской курией и Восточными Церквями — любые усилия Ватикана, связанные с адаптацией папизма к новым тенденциям в человеческом обществе и с идеализацией образа своих понтификов, представляются заведомо бессмысленными без возвращения Рима к древнему учению неразделенной Церкви о Пресвятой Богородице и о подлинном месте Римского епископа.

Автор диссертации систематизировал целый пласт отечественного богословского наследия, хронологически анализируя многочисленные исследования различных православных авторов по данной теме за всю историю существования пресловутых догматов.

Надежду на преодоление межхристианского разделения вселяет вывод диссертации о том, что определяющим фактором жизни Церкви, как таинственного Христова Тела, является в первую очередь благодатное действие Духа Святаго, преодолевающего любые преграды и разделения («сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12,9-10; «что невозможно человеку, возможно Богу» (Мф. 19,26)). В связи с чем мы не должны оставлять труды и молитвы о восстановлении утраченного христианского единства.

P.S. При написании диссертации было использовано 174 различных источника на русском и иностранных языках. Обращает на себя внимание тот факт, что в ходе исследования были использованы многочисленные зарубежные источники, ранее не известные отечественному читателю.